Что необходимо знать о поверке счетчика тепла

Что необходимо знать о поверке счетчика тепла

Что такое поверка и зачем нужна

Тепломеры – приборы, которые применяются для измерения расхода тепловой энергии в жилых, коммерческих и промышленных помещениях. Наличие устройства позволяет потребителям тепла оплачивать только собственные затраты энергии. А также дает возможность экономить на ЖКУ.

Но любое оборудование с годами портится под влиянием внешних и внутренних негативных условий:

  • химические загрязнения и пузырьки воздуха в теплоносителе,
  • повышенная температура рабочей среды,
  • влажность и перепады температурного режима окружающей среды (особенно при установке на улице),
  • механические повреждения,
  • неправильный выбор модели счетчика,
  • оплошности непрофессиональной установки.

И даже в отсутствие вышеперечисленных разрушающих факторов прибор изнашивается естественным путем:

  • засоряются фильтры,
  • истираются детали,
  • загрязняются узлы,
  • сбоит электроника.

Все это приводит к неточностям показаний. Если потребитель энергии много лет рассчитывается с поставщиком, исходя из ложных данных, то кто-то из них точно останется в ощутимом убытке. Теряется смысл установки приборов учета.

Чтобы обеспечить прозрачные торговые отношения продавца и покупателя ресурса, необходимо следить за точностью расходомеров. Для этого проводятся метрологическое испытание счетчиков, которое называется поверкой. Поверочные работы регламентированы государством. Обязательность метрологических испытаний подтверждена на законодательном уровне.

Организовывать и оплачивать мероприятие должен владелец помещения. Несоблюдение сроков поверки приводит к тому, что поставщик перестает принимать показания тепломера и снимает его с учета. Расчет за тепловую энергию производится в этом случае по нормативу. Либо, если имеется общедомовой измерительный агрегат, исходя из его усредненных данных. И в одном, и в другом варианте сумма будет превышать оплату по индивидуальному теплосчетчику на 30—80%.

Сроки и разновидности поверки

Поверочный срок устанавливает производитель тепломера. Перед внедрением новой модели в производство проводятся технические исследования. Устройство испытывают с целью определения эксплуатационного ресурса, в том числе. По результатам опытов выясняется, как долго сможет проработать расходомер в удовлетворительных условиях и как часто его необходимо поверять. Чаще всего в продаже встречаются измерители тепла со сроком поверки 1 раз в 4 года или в 6 лет. Есть теплосчетчики с поверочным сроком в 10 лет.

Несмотря на то что изготовители изделий зарубежного производства заявляют более длительный эксплуатационный срок, эксперты рекомендуют приобретать отечественные модели. Импортные счетчики не приспособлены для работы в тандеме с российским тепловым оборудованием. Да и качественный состав нашего теплоносителя значительно отличается от заграничного.

Точный срок очередной поверки указан в технических документах на прибор. Отсчет наступления поверочного срока начинается со дня первичной поверки, которая проходит сразу после сборки изделия. Поэтому при покупке измерителя следует обратить внимание на дату выпуска устройства, прописанную в техпаспорте. Чем свежее, тем лучше.

Помимо обязательных очередных поверок, иногда проводятся внеочередные. Процедуру организовывает собственник помещения или ресурсопоставляющая организация при выявлении признаков неисправности тепломера. Платит за внеочередную поверку тот, кто инициирует процесс.

Автоматизированная подача тепла в многоквартирные дома позволяет поставщику выявить расхождения в реальных затратах энергии и данных определенного прибора учета в течение одного-двух месяцев. Разница в пользу энергетиков может быть проигнорирована. А вот если потребитель получает больше, чем платит, поставщик проведет поверку искомого счетчика за свой счет. Доказав наличие убытков, организация взыщет с собственника издержки на поверку и за нанесенный ущерб.

Если таким же образом захочет поступить потребитель, обнаружив, что теплосчетчик «мотает» больше, чем проживающие в квартире расходуют, то теоретически работает та же схема. Но чтобы взыскать с энергетиков убытки, собственнику помещения придется нанимать специалистов для расчётов причиненного ущерба и подавать заявление в суд. Мало кто хочет судиться с авторитетной организацией. В основном пользователи предпочитают просто заменить прибор учета на новый.

Советы экспертов: на что обратить внимание при поверке тепломера

  1. Поверка проводится только аккредитованными компаниями. Наличие и статус Аттестата аккредитации проверьте на официальной платформе Росаккредитации.
  2. Тепломер поверяется только в лаборатории. Поверка на дому без снятия с трубопровода невозможна, поскольку не существует такой методики.
  3. Снимать пломбу для демонтажа устройства самостоятельно запрещено. Пригласите сотрудника ресурсопоставляющей организации. Он зафиксирует показания и распломбирует ИПУ.
  4. Закажите замену элемента питания одновременно с поверкой, даже если батарейка  рабочая. Чуть позже элемент все равно выйдет из строя, и прибор придется опять везти в лабораторию.
  5. Для ввода теплосчетчика в эксплуатацию пригласите представителя поставщика энергии вновь. Он составит акт о приеме устройства в эксплуатацию.
  6. Организуйте поверочные работы, когда нет отопления. В отопительный сезон, в период отсутствия тепломера за энергию придется платить по нормативу.
  7. При выборе между поверкой и заменой счетчика учтите следующие вводные данные:
  • остаточный ресурс измерителя;
  • присутствие признаков неточности;
  • наличие свободного времени (поверка длится 10 дней, замена – полчаса);
  • комфортность использования счетчика;
  • локацию ближайшей лаборатории или завода-производителя (скажется на цене поверки);
  • совет специалиста аккредитованной компании. 

Статьи

Полезная информация