Многие проблемы в многоквартирном доме связаны с бездействием управляющей компании, ТСЖ, кооператива, то есть того лица, которое управляет домом. Обращайтесь с заявкой или претензией в УК, ТСЖ, если:
При прямых договорах собственников и ресурсоснабжающих организациях исполнительным коммунальных услуг считается ресурсоснабжающая организация. Обращаться нужно к ней. Обращение к исполнителю услуг позволяет узнать позицию управляющей организации (вдруг она действительно права).
Порядок общения с управляющей компанией прописан в Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416). Эти Правила предусматривают такие способы общения с УК:
Для срочных вопросов звоните в АДС и настойчиво просите у собеседника сказать регистрационный номер заявки. Номер телефона АДС ищите в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, договоре управления, на информационной доске в доме, сайте управляющей компании, странице УК в ГИС ЖКХ. АДС обязана принимать заявки жильцов по вопросам:
Дни и часы приема смотрите на информационных досках в доме или в самом месте приема (представительстве управляющей организации). Без предварительной записи придется ждать в очереди.
Если проблема не решается или нужна фиксация факта обращения, используйте письменные способы.
Заявление, жалобу можно отправить:
Сроки рассмотрения зависят от содержания заявления и составляют в среднем 3 – 10 рабочих дней.
Больше двух недель ждать ответа не стоит. Если ответа нет, ответ не помог, то переходим к этапу 2.
Чаще всего нужна помощь органа жилищного надзора. В разных регионах они называются по-разному – жилищные инспекции, стройнадзор и т.д. В Воронежской области – это Государственная жилищная инспекция Воронежской области. Официальный сайт – https://gzhi.govvrn.ru.
Орган жилищного надзора не рассматривает анонимные жалобы. Поэтому обращайтесь туда через ГИС ЖКХ.
.В обращении укажите конкретные сведения о причинении / об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (имуществу, здоровью, жизни заявителя и т.п.). Именно такие сведения служат основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (ст. 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».
Приложите копии документов, подтверждающих доводы обращения (копии заявок, поданных исполнителям услуг, платежных документов и т.п.).
Можно принести жалобу на управляющую компанию лично: Воронеж, ул. Кирова, д. 6а, 13 этаж, каб. 14 (БЦ » Романовский»). На сайте посмотрите актуальный график личного приема и телефоны для записи.
Обращение по нарушению санитарных правил в многоквартирном доме направляйте в территориальный орган Управления Роспотребнадзора по Воронежской области.
Жалобы на нарушения пожарной безопасности пишите в МЧС. Адресуйте в отдел надзорной деятельности, расположенный на территории вашего муниципального образования.
Для отправления через интернет, воспользуйтесь формой для отправки обращений на портале МЧС:
Без авторизации проверку, скорее всего, проводить не будут.
Реже жалобу приходится писать в другие органы:
Срок рассмотрения жалоб по ЖКХ контролирующими (надзорными) органами: 3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение. Могут продлить еще на месяц, о чем должны уведомить. Если жалоба поступила не туда, должны сами перенаправить в течение 7 дней, о чем также придет уведомление. К жалобе приложите переписку с управляющей организацией, обоснование, почему она неправа ( в 1 -2 страницы).
Если пришёл ответ контролирующего органа, но он не устроил, то можно написать в прокуратуру.
Кто-то пишет в прокуратуру сразу. Прокуратуре формально запрещено подменять контролирующие органы. Обычно жалобы пересылается, а заявитель теряет время. Но могут и не перенаправить, а разрешить самостоятельно.
Отправьте обращение через Единый портал прокуратуры, пройдя авторизацию. Другой вариант: по адресу электронной почты либо через Портал Госуслуг. Отметьте бездействие контролирующего органа, а также приложить переписку.
Исключение: прокуратура может обратиться в суд в интересах лица, которое в силу здоровья, возраста не способно защитить свои права самостоятельно. Если вы относитесь к такой категории, то в заявлении нужно обязательно это указать, приложить копии подтверждающих документов.
Если ответ прокуратуры не устроил, обжалуйте его выше.
Ответ прокурора – в прокуратуру Воронежской области. Если не соблюдать последовательность, то жалобы будут сами спускаться до нужного уровня. Это не страшно, но теряется время.
Контакты прокуратуры Воронежской области: 394006, г. Воронеж, переулок Красноармейский, 12 «б». телефон: +7(473) 260 – 89-89 – по рассмотрению обращений и приему граждан.
Муниципальным депутатам тоже можно, но это не настолько эффективно. Хорошо, если по жалобе депутат отправит запрос прокурору Воронежской области. По такому запросу обеспечена самая полная проверка.
В обращении попросите направить депутатский запрос областному прокурору и указать на бездействие местной прокуратуры.
Способ распространен, но не очень хороший, так как обычно эти жалобы просто рассылаются по другим органам, в том числе спускается в ту же местную прокуратуру и далеко не всегда с контролем. Другими словами, прокуратура рассматривает её как самую обычную жалобу.
На сайте Президента РФ есть форма для отправки электронного обращения.
Некоторые вопросы разрешаются только в суде Например, признание решения общего собрания недействительным, выселение из помещения. Многие проблемы эффективнее решать не через жалобы, а именно через суд. Особенно это касается защиты прав потребителей, так как собственники могут рассчитывать на взыскание потребительского штрафа, иногда – морального вреда.
Поэтому если есть 100% уверенность в своей правоте, то лучше не тратить время и нервы на переписку с органами власти, а обратиться к юристу и дальше в суд – сразу после получения ответа управляющей компании.